Очерк об истории компьютерных игр жанра Adventure Часть I

Часть первая. Как все начиналось

О компьютерах, Уильяме и первой адвенчуре

 

Image00001Статья написана для сайта questtime.net

Все началось в начале 1970-х годов. Более точного значения года, или даты – никто точно не помнит. Как бывает почти всегда – все талантливое и даже гениальное начинается с личного увлечения всего одного человека. А звали этого человека – мистер Уильям Кроутер (William Crowther). Был он личностью весьма и весьма неординарной и разносторонней. Итак, в начале 1970_х годов, Уильям был приглашен на престижную работу в компанию Bolt, Beranek and Newman (кратко – BBN), которая включала в свой штат ведущих специалистов по акустическим исследованиям. Кроме того, с одобрения правительства США, специалисты BBN вели научные разработки в области компьютерной техники. Уильям Кроутер считался одним из лучших программистов ЭВМ тех лет. А надо сказать, что тогда, по отношению в дню сегодняшнему, индустрия компьютерной техники находилась в стадии начального развития. До создания знаменитой компьютерной платформы IBM PC (на основе которой был создан первый персональный компьютер) оставалось чуть менее 10 лет! Так выглядели лучшие компьютеры первой половины 1970-х:

Image00002Именно подобными двумя громоздкими вычислительными системами и была снабжена научно – исследовательская лаборатория компании BBN. Визуальное изображение загрузки операционной системы и выполнения разных команд на таких компьютерах проецировалось на экраны на стене, или специальные телевизоры. Посмотрите на рисунок ниже – справа от фотографии компьютера PDP-11 видна передача изображения на экран. Конечно, ни о какой компьютерной графике тогда речи не шло. В качестве изображения транслировался только текст, или простейшие рисунки из набора букв.

Кроутеру было поручено заниматься проблемами организации стабильной связи между компьютерами. Кроме непосредственной работы в компьютерной области, было у Уильяма Кроутера увлечение – исследование древних пещер и останков доисторических поселений. Уильям и его жена Пэт периодически отправлялись в составе научных экспедиций на полевые раскопки и исследования. Вот именно в одной из таких командировок нашему герою повествования и пришла в голову простая мысль – попробовать совместить приятное с полезным - увлечение и работу. А именно - создать игровую программу для компьютера PDP-10, в которой играющий выступает в роли исследователя найденной древней пещеры. И он создал ее. Игра была полностью текстовая, и логика игры представляла из себя набор текстовых логических переходов. А игровой процесс – принятие решение игроком и выбор нескольких возможных вариантов. Что-то вроде:

 

«Перед Вами два прохода – один ведет вниз и расширяется, другой уходит вправо за поворот. Дальше ничего не видно. Тут слишком темно. Куда пойдете? Нажать «А» - по проходу вниз. Нажать «B» - за поворот направо».

>A

«Вы спустились вниз. Перед Вами большой камень. Будете пытаться его столкнуть в сторону? Нажать «А» - попытаться столкнуть. Нажать «B» - пройти мимо».

«Вы столкнули камень. Под камнем оказалась древняя золотая монета! Поздравляю….»

И так далее. Задача была в том, чтобы выбраться из пещеры, попутно собрав древние реликвии. Игра начиналась в доме на краю дороги, где игрок экипировался – брал с собой фонарь, веревку, бутылку с водой и другие необходимые для долгого исследования предметы. Затем заходил в пещеру – и приключения начинались.

Image00003Причем в данной игре были даже несколько моментов, где игрок мог погибнуть – его могло придавить камнем от случившегося обвала в проходе, или его могла укусить древняя ядовитая рептилия. При этом выполнялся выход из игры.

Это была первая игра в приключенческом жанре. Она была названа автором Colossal Cave Adventure («Грандиозное приключение в пещере»). Игра была распространена автором совершенно бесплатно в первой на то время компьютерной сети ARPNET (далекий «предок» сети Интернет), и имела огромный успех! Буквально через несколько месяцев начали появляться похожие игры. Но первой была именно Colossal Cave Adventure. Исходный код первой версии у автора не сохранился. Но вот вторая (доработанная) версия Colossal Cave Adventure Уильяма Кроутера сохранилась для истории. Первые игроки дали жанру игры название adventure. Вот как выглядела первая адвенчура, а именно ее вторая редакция:

С тех пор мистер Уильям Кроутер по праву считается основателем жанра adventure в компьютерных играх. К сожалению, более качественной фотографии автору статьи не удалось найти в Интернете.Вот как выглядел Уильям Кроутер

4Image00005

 

Image00006Существует также мнение, что первой игрой в приключенческом жанре была игра «Hunt the Wampus» («Охота на Вампуса»), написанная в 1972 году программистом Грегори Йобом (Gregory Yob). Но скорее «охота на Вампуса» была первым текстовым шутером (shooter) с элементами логики, нежели игрой в жанре adventure. Игрок перемещался по смежным комнатам пещеры и пускал стрелы. Цель была – пустить стрелу в кровожадного монстра Вампуса, дремлющего в одной из множества комнат в пещере. По текстовому описанию игры о монстре Вампусе было известно следующее – большую часть времени он спит в пещере. Питается людьми и животными. Он лохмат, на концах ног – присоски. Чуть позднее автор нарисовал для научно-популярного журнала монстра Вампуса. Вот так выглядел интерфейс первого компьютерного шутера:

7А вот и первый злой «босс» в первой компьютерной «стрелялке» (глазами автора)

 

 

Но шутеры – это уже другая история. Во второй части очерка я расскажу о первых адвенчурах с графикой, о том, как появилось определение quest по отношению к компьютерным играм.

 

Кушнарев Александр ака Klaverm.

14 ноября 2009 года.

 

При написании очерка использовались фотографии экранов и некоторая информация с сайтов:

http://compmuseum.narod.ru

http://www.wikipedia.org

http://www.pdp11.ru

Комментарии QuestTime

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить

Комментарии ВКонтакте

ГлавнаяКвестология ‹ Очерк об истории компьютерных игр жанра Adventure Часть I