Scratches
Шорох

Обзор игры

Image00001

Что в имени тебе моём? Оно умрёт,
как шум печальный волны,
плеснувшей в берег дальний,
как звук ночной в лесу глухом

(А.С.Пушкин)

Предисловие

В тот час, когда трое совершенно неизвестных доселе энтузиастов из далёкой Аргентины затеяли работу над проектом, врядли кто-то серьёзно делал ставку на то, что из всей этой авантюрной задумки получится нечто путное... Оно и понятно, когда на обширных просторах игровой индустрии долгое время царствуют и творят свои маленькие и большие шедевры такие признанные мэтры жанра, как Бенуа Сокаль, и такие респектабельные и высоко технологически оснащённые студии, как Adventure company и Kheops, куда уж тут маленькой компании…

Ну, действительно, что же такого эксклюзивного могла предложить незнакомая и ничего не говорящая мировому игровому сообществу крохотная студия «Nukleosys», малобюджетная, скромно оснащённая, не обременённая большим штатом сотрудников, не раскрученная на рынках игровой индустрии?

Что мы читали и слышали о предстоящей игре в информационных сообщениях? Что видели в вышедшей демо-версии?

Сюжет? Так всякие «пугалки-страшилки» с мрачными замками, заброшенными особняками, стонущими привидениями и воинствующей нечистью мы уже видали-перевидали…

Графика? Ну, подобной готической мрачностью нас тоже особо не удивишь.…Уж после целой серии «Sillent Hill»-ов там всяких и «Обителей тьмы» нас трудно вышибить из седла…

Музыка? Пожалуй, но тоже не шибко новаторская.…Приём не нов. Где-то уже были на слуху эти душераздирающие переборы фортепьянных клавиш.…Разве что некоторая интрига присутствовала в имени композитора, выступающего под псевдонимом Cellar of Rats («Подвал с крысами», говоря по-русски…)

Геймплей? Собственно, ничего нового: сбор различных предметов и решение головоломок. С видом от первого лица, что, кстати, далеко не всем игрокам импонирует. Погибнуть, естественно, в игре невозможно, как в любом квесте. Всё достаточно знакомо, тривиально, шаблонно.

И что же тогда?

Вобщем, пока вокруг этого, совсем не ожидаемого широкими массами проекта, ходили-бродили вялые разговоры и пересуды, туманные предположения и определённый скепсис, в недрах самой компании «Nukleosys» тем временем создавался шедевр, уже обречённый фортуной стать лучшим квестом 2006 года, и культовой игрой миллионов геймеров.

Это, пожалуй, закономерность: чем меньше ждёшь – тем больше получаешь.…Как верно и обратное. Например, «Still life-2» - тот, кто долго ожидал проект, и кто уже играл, меня поймет. Хотели как лучше, а получили.…Вот именно.

Но вот свершилось, «Scratches» был выпущен в автономное плавание 8 марта 2006 года.

«Дом, милый дом…»

Image00003Итак, довольно известный лондонский писатель Майкл Артхейт, автор популярных романов ужасов, покупает старинный викторианский особняк в местечке Ротбери графства Нортумберленд. Что же влечёт его в это уединённое, глухое и довольно мрачное местечко? Давняя мечта о собственном доме, погоня за ускользающим вдохновением, жажда уединения, желание общаться с природой, возможность самоутвердиться как талантливый писатель в следующем романе? Да, пожалуй, всё перечисленное. Известная история? Image00010Конечно, тому примеров – тьма. Однако судить о тривиальности сюжета скоропалительно не будем. Пойдём дальше. Итак, мы – в Блэквуд-холле. Дом, безусловно, прекрасен: всё в нём говорит о былой и чудесно сохранившейся роскоши. Дом полон изысканных и очень дорогих вещей: старинные серебряные канделябры, фарфоровые китайские вазы, причудливо расписанные экзотическими птицами и цветами, изумительные картины на стенах, (которые обязательно рассматривайте вблизи), чудесная резная мебель, горки, полные тончайшей фарфоровой посуды, дивные гобелены, книги в золочёных переплётах.…Какое-то время Артхейт, и мы вместе с ним, будем бродить по дому, ошеломлённые и захваченные его странным и манящим очарованием тайны, обследуя залы, лестницы, комнаты и переходы. Рассматривая картины, книги, великолепные раритетные вещицы. Изучая по дневникам, старым письмам и документам историю жизни прежних владельцев особняка – английского аристократа инженера Джеймса Т. Блэквуда - эксцентричного джентльмена, бывшего значимой и видной фигурой в своем родном городке Ротбери. Сей уважаемый господин достаточно долгое время жил и работал в Африке, увлекался историей и искусством этой страны, её оккультными науками, загадочными преданиями и культами.Image00014Его жены Кэтрин Лидии Блэквуд, которая будучи скромной учительницей, преподавала английский в местной школе. В отличие от своего странного мужа она была тихим и сдержанным человеком. Наконец, друга и личного врача семьи - Кристофера Э. Милтона. Обширные познания в медицине и лечебный опыт создали ему репутацию самого важного и любимого доктора в Ротбери. Исследуя документы и потайные комнаты в доме, Артхейт неожиданно узнает и о скончавшемся в младенческом возрасте наследнике Джеймса Блэквуда, его сыне Робине.

Странное, щемящее, пронзительное ощущение бренности всего земного не покидает нас ни на минуту, мы прикасаемся к вещам давно ушедших в небытие людей, словно читаем грустную и трагическую повесть.…Не за этим ли новыми ощущениями и приехал в Блэквуд-холл писатель Майкл Артхейт? Обнаружив в особняке необычную, экзотическую комнату-музей с редкостными экспонатами, привезёнными прежним хозяином из его экспедиций в Африку и, среди прочего, древнюю, загадочную африканскую маску, Майкл понимает, обладателем какого сокровища он стал, приобретя в собственность этот удивительный дом.…Но, под мерно тикающие старинные напольные часы в холле, под скупые минорные переборы фортепьянных клавиш и меланхолические рыдания скрипки за кадром, Майкл внезапно понимает, что всё происходящее вокруг начинает идти как-то не так идиллически, как он предполагал изначально…

Image00018Нет, в доме нет притаившихся в тёмных резных шкафах кровожадных монстров и вампиров, в сырых мрачных подвалах не обитают бестелесные злые духи, не парят под расписными потолками призрачные фигуры в развевающихся белых одеяниях.…Но сама атмосфера дома тяжело давит на нас и настораживает. Ко всему, в доме нет элементарных бытовых удобств – вода отсутствует, света нет, продуктов питания не наблюдается. И всё-таки, что-то здесь есть…Что-то присутствует бок о бок с нами…Что же?

В доме есть плотная и густая атмосфера тайны, неизвестности и…страха. И чем дальше мы продвигаемся по сюжетной линии игры, тем гуще становится жуткая атмосфера дома, тем явственнее ощущается чьё-то незримое присутствие за спиной, тем громче отбивают печальный ход времени старинные часы, тем резче звучат музыкальные аккорды… Нам страшно. Действительно страшно. Просто жутко. Где уж тут появиться вдохновению для создания новых бестселлеров? Майкл с головой погружается в расследование мрачных тайн дома Блэквудов, листая кровавую сагу их судеб, открывая новые и всё более ужасающие подробности когда-то происшедшей здесь драмы. Image00023События игры укладываются ровным счётом в три дня пребывания Артхейта в особняке, но, смею вас уверить, что вы полной мерой нахлебаетесь таких душераздирающих и пробирающих до мозга костей впечатлений от леденящего кровь ужаса, что уж точно не забудете их долго.

Полное ощущение одиночества, потерянности, отрезанности от всего мира сопровождается изумительно поданными в игре звуковыми и специфическими эффектами: мощными раскатами грома за мрачными стенами особняка, вспышками молнии, шумом дождя, скрипом дверей, ступеней и рассохшихся половиц, гулким эхом шагов, завыванием ветра, громким и постепенно нарастающим тиканьем часов, дребезжащим звонком винтажного телефона в прихожей. И… шорохом. Исходящим неизвестно откуда, наполняющим все уголки дома. Зловещим, мучительным, сводящим с ума…

Image00020Постепенно, шаг за шагом, Майкл откроет все двери и замки в этом царстве ночных кошмаров, а мы вместе с ним побываем в забытых и давно запущенных уголках усадьбы: в оранжерее с засохшими растениями - такой символичной и знаковой, словно скорбный памятник исчезнувшему с лица земли роду. В семейном склепе Блэквудов, от которых остались лишь имена на мемориальных табличках гробов. В гараже, где сиротливо ютится роскошный раритетный автомобиль – дитя ушедшего века, в маленькой и очень грустной часовне, где давно уже не служит мессы приходский священник... Читая письма и дневники, листая подшивки старых газет на чердаке, открывая потайные ящички столов, сейфы, закрытые двери – мы придём-таки к разгадке страшной семейной тайны Блэквудов, из которой станет ясно, как жестоко Джеймс Блэквуд расправился со своей женой и какую роль во всей этой давнишней истории сыграл доктор Милтон. Многое из неясного доселе поможет нам понять полицейский инспектор Бейли, занимавшийся когда-то давно расследованием обстоятельств загадочной смерти Кэтрин Блэквуд,определённую лепту в наше расследование внесут письма и фотографии, найденные в каморке служанки Евы Мариани. Мы проведём некий магический ритуальный обряд очищения дома от незримо обитающего в нём злобного духа Маски, и мы, наконец, встретимся-таки с единственным наследником особняка и всего состояния Блэквудов – Робином Блэквудом. Эта встреча будет незабываемой, уверяю вас. Но станет ли она радостной для обоих?..

А вот почему в заключение всей этой мрачной истории ничего не останется Артхейту, как спешно, побросав все вещи в проклятом доме, в ужасе покинуть поместье, вы узнаете, когда вдумчиво и серьёзно проживёте в игре «Шорох» вместе с писателем три незабываемых дня. Я не оговорилась. В «Шорох» нельзя банально играть, в нём нужно жить. Его нужно принять и пропустить через сердце. Его надо осмыслить и понять. Иначе, врядли вы проникнитесь удивительной и потрясающей философией этого гениального проекта до самой тёмной, самой потаённой его глубины.

Уникальный, талантливый, умный, серьёзный, глубокий и проникновенно-щемящий рассказ-притча, великолепно и тонко поданный нам разработчиками проекта. И, конечно, один из самых атмосферных квестов нашего времени.

Один из лучших. Если не самый лучший. Для меня – именно такой.

« И ещё о нём…»

Просто невозможно не посвятить несколько искренних и благодарных строк музыке, которая была специально написана к этой игре талантливым композитором, скрывающимся под псевдонимом Cellar of Rats. Невозможно представить себе весь процесс прохождения «Шороха» без этих потрясающих, психоделических переливов фортепьяно и скрипки, настолько органично влившихся в канву повествования, что и сами по себе ставших мощным сюжетным акцентом. Написанная в стиле эмбиент, музыка крепко и добротно нагнетает и дополняет ощущение страха. Сомневаетесь? А вы попробуйте-ка на время отключить музыку.…И сравнить…Вы всё поймёте сами.

Графика игры, пожалуй, не блещет радостными и оптимистичными красками, но ведь и сама концепция проекта такова, что здесь более чем достаточно всего нескольких мрачноватых и скупых мазков, чтобы создать незабываемый и предельно точный визуальный ряд, соответствующий настроению и атмосфере происходящего.

Геймплей и логическое решение достаточно просты и понятны. По крайней мере, сообразить в игре, как и куда применять найденные предметы, большого умственного напряжения не составит. Все, как в жизни. Если есть лопата – копайте, если есть нож – режьте им. Точно так же, логически просто совмещаются между собой предметы в достаточно удобном инвентаре.

Внимательно читайте письма, документы и особенно дневники – там очень много разгадок и подсказок.

Актёрское озвучивание игры выполнено блестяще. Просто выше всяких похвал. Прекрасно подобранные голоса, очень индивидуальные интонации персонажей, точное и безупречное попадание в образы. Изумительная, потрясающая лёгкость и узнаваемость характеров. Чего стоит хотя бы один даже Джерри Картер - старый друг Майкла, риэлтор, подыскавший этот особняк для Артхейта. Правдиво, точно, непосредственно.

Перемещение в игре происходит с видом от первого лица, что безусловно придаёт игровому процессу дополнительную экспрессию и эффект присутствия. Передвижение осуществляется при помощи кликов мышью по активным зонам экрана. Всё просто до гениальности.

Игра написана на графическом движке Scream, который является собственностью Nukleosys Digital Studio. Данный графический движок самодостаточен и не требует различных программных библиотек или видеокодеков.

Моя оценка игры

otli4no

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«…Аргентинская независимая адвенчурная компания «Nukleosys», закрывается. Об этом объявил на форуме компании один из её создателей - Агустин Кордес. После выхода в 2006 году их главного творения «Scratches» (в российском варианте - "Шорох") последние пару лет разработчики активно трудились над образовательной адвенчурой по заказу федеральной налоговой службы Аргентины -- "Рисковое дело. Федеральная практика" имея в виду, что она, с одной стороны, симпатична и, по словам Агустина, интересна и забавна - если спокойно относиться к образовательной части, а с другой - предлагается только на испанском языке и официально переводиться на другие в силу своей специфики почти точно не будет. Теперь же, когда работа закончена, ребята решили совместно больше не трудиться, в связи с чем «Nukleosys», закрывает свои двери. Есть, однако, и хорошая новость - оба создателя будут продолжать свою деятельность в игровой индустрии по отдельности, причём Агустин клятвенно обещает посвятить себя именно адвенчурам…»

Не скрою, для меня эта информация стала предметом грусти и сожаления. Право слово, рассчитывала на их дальнейший творческий подъём, ведь очевидно, что интеллектуального потенциала ребятам не занимать. Очень жаль. Но, что случилось- то случилось…

Во всяком случае, наберёмся терпения и будем ожидать новых шедевров от бесспорно талантливых и думающих ребят из бывшей компании «Nukleosys».Шедевров, теперь уже помноженных на два.

Vetochka (Виолетта Богданова)

Обсуждение QuestTime

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить Отменить

Обсуждение ВКонтакте

По вопросам использования материалов сайта свяжитесь с Администрацией сайта!


QuestTime © 2009 - 2024 | 16+ | Форум | Гостевая | О нас | Связь | Конфиденциальность