Фобос 1953
1953. KGB Unleashed
Обзор игры
«Мысли реальны и материальны. Они не берутся ниоткуда,
и не исчезают в никуда. Недостаточно обнаружить мысль.
Её надо понять...»
( «Фобос 1953»)
Предисловие
Когда питерская студия Phantomery Interactive в 2009 году заявила о разработке нового проекта «Фобос 1953», это стало ожидаемым событием для многих. Бесспорно, успех их первого, очень удачного, и без ложного пафоса можно сказать, талантливого проекта «Sublustrum», высоко поднявшего планку качества российских компьютерных игр, накладывал на авторов большую ответственность. Разумеется, от дружной команды Георгия Белоглазова мы ждали очередного прорыва. И очень хотелось в него верить.
Положить в основу сценария такой глобальный, масштабный и знаковый пласт истории государства, рассказать правду о самой страшной и кровавой эпохе жизни страны, и при этом соблюсти должное и бережное уважение, такт и необходимую политкорректность – это было под силу только интеллектуальной и грамотной команде авторов. Случилось ли? Не обманулись ли мы в своих ожиданиях?
Бункер – 4, символ эпохи
Чёрно-белые, затёртые от времени кадры кинохроники 40-х и 50-х. Многолюдная, шумная Москва, снующие по рельсам старые трамвайчики, раритетные неуклюжие троллейбусы, редкие ещё автомобили. Гомон, движение, бурлящая жизнь большого города. Обыденность, повседневные заботы и хлопоты простых людей, словно и не висит над ними дамоклов меч кровавого сталинского режима. Словно не приезжают в глухую ночь в спящие дворики чёрные воронки НКВД и не увозят от семей навсегда и безвозвратно отцов, братьев, сыновей. Словно не плачут по ночам отчаявшиеся женщины, хорошо знающие, что это такое «...58-я статья, десять лет без права переписки...». Словно не заполняются сиротские приюты обездоленными и осиротевшими детьми «врагов народа».
Я с волнением всматриваюсь в кадры кинохроники. Но вот же оно, это время, вот они – люди своего времени. Люди, живущие в постоянном страхе, живущие с оглядкой на соседа, на коллег по работе, случайных знакомых и даже на лучших друзей...Как же могла жить эта страна, где брала она силы верить в завтрашний день?
Люди спешат по делам... Они ещё не знают, что уже заканчивается кровавая и сумеречная летопись эпохи тирана – «отца народов». А город?
Город живёт своей жизнью.
Внезапно, будто ножом прорезает землю слой за слоем кинокамера, и мы стремительно опускаемся с многолюдных просторных улиц Москвы в тёмные холодные недра. Как в небытие. Словно в могилу. Изумительный кинематографический приём авторов!
Глеб Николаев – главный герой этой истории, молодой человек 28 лет от роду, скромный наладчик электронного оборудования, откомандирован Министерством госбезопасности на некий секретный подземный объект, называемый «Бункер-4», для проведения внеплановых ремонтных работ. Миссия его, естественно, строго конфиденциальна. Срок исполнения работ в служебном удостоверении ограничен: 7 марта 1953 года. Весьма символично, потому что мы-то, сегодняшние, знаем, что 5 марта 1953 года не стало Иосифа Виссарионовича Сталина. Но Глеб об этом ещё не знает. На настольном календаре, стоящем в зале заседаний бункера, чьей-то рукой выставлено число – 8 марта...
- «Что произошло на подземном объекте, почему в воздухе пахнет гарью, куда делся весь персонал бункера?» - эти вопросы задаёт себе наш главный герой, приходя в сознание в маленькой комнатушке-подсобке электриков, где о нём словно забыли, после неких странных, произошедших за кадром событий, в расследование которых мы и погружаемся вместе с Глебом. Поначалу, нами движет только одна мысль – выбраться через заклиненную герметичную дверь и найти хоть кого-нибудь живого в подземном бункере, одиночество настораживает и пугает.
Глеб пытается выйти на связь по внутреннему телефону, но в ответ только убийственная тишина. Комнаты и кабинеты, которые мы будем обследовать, несут следы поспешного бегства персонала, - опрокинутая мебель, разбросанные документы, хаос, и...ни одного человека... Но где же люди? Где офицеры штаба, учёные-медики? Где, наконец, начальник сектора - командир отдельной роты МГБ специального назначения, майор Андреев? Неужели никого?
Радиоприёмник в конференц-зале, радостно потрескивая волнами эфира, выдаёт бравурные патриотические песни:
«...Не зря мы себя закаляли, не зря свои силы крепим!
Мы клятву товарищу Сталину, и Родине клятву дадим.
Запомнить врагам нашим надо, что мы, при опасности, вмиг,
Спортивные сменим снаряды на саблю, гранату и штык..»
Крутим ручку настройки. Из прошлого звучит голос Калинина, вручающего городу Ленинграду орден Ленина, кто-то читает стихи Маяковского «О советском паспорте», передаёт сводки Информбюро легендарный диктор Левитан, МХАТовские актёры играют пьесу Диккенса «Домби и сын», а вот и сам товарищ Сталин произносит пафосную речь...
Браво, и ещё раз браво разработчиком за изумительно тонко переданную достоверную атмосферу эпохи! Не перестаёшь восхищаться вот такими маленькими, но ёмкими деталями!
Однако, в бункере, определённо, есть кто-то, кто словно верховный жрец незримо наблюдает за действиями нашего героя. Кто-то, кто комментирует поступки Глеба через развешенные по стенам бункера репродукторы. Кто он, этот загадочный невидимка, и кому принадлежит усталый хрипловатый голос? Другу или врагу?
И обращается ли на самом деле наш незримый собеседник непосредственно к Глебу, или ведёт философский диалог сам с собой? Пытается разобраться в себе самом, в собственных мыслях, поступках, деяниях? В своей душе, наконец! Стоп, да человек ли он вобще, этот НЕКТО? Что же он проповедует, говоря: - «Смысл жизни – жить в страхе...» Неоспоримые каноны сталинской эпохи? Или древние истины?Страх и только страх? Кто говорит с Глебом? Не сам ли это Дух Бункера, живущий под сводами потолков и мрачных отсыревших стен? Вслушайтесь в его монологи, они полны глубочайшего смысла...Он мудр.
«Можно привыкнуть к боли, но привыкнуть к страху... Это вряд ли»
Постепенно, решая логические головоломки и открывая всё новые и новые, прежде ему недоступные, помещения, читая хаотически разбросанные повсюду секретные документы, Глеб начинает смутно догадываться о предназначении данного объекта, о том, какой страшной и человеконенавистнической деятельностью занимались здесь секретные службы МГБ. И что творилось в закрытых медицинских лабораториях. Здесь шли секретные работы по изучению биоволновой активности мозга человека, но подопытными в страшных экспериментах были не лабораторные животные, а... люди! Люди, носящие клеймо «Врага народа» и давно списанные со счетов и вычеркнутые из жизни.
Внезапно возникающий голос живого человека по внутренней связи на мгновение вселяет надежду: мы не одни, кому-то срочно нужна наша помощь, кому-то, кто чинит заслонку на нижнем ярусе бункера и отчаянно ищет выход из мрачного подземелья. Глеб бросается на помощь! Увы, встретиться с товарищем по несчастью нам не суждено. Видимо, мы опоздали.
Наступает момент, когда в своих исканиях, Глеб находит на нижнем ярусе мрачное, сырое и затхлое помещение, цинично называемое в секретных документах «тиром». В этом тире стреляли, и стреляли не по игрушечным мишеням. Последние найденные в бункере приказы и служебные записки приводят в ужас! Сколько же людей здесь было уничтожено!
Теперь остаётся только одна, сверлящая мозг, мысль – прочь, прочь отсюда, из этого царства зла и насилия! Страх – вот единственная эмоция, оставшаяся у Глеба.
Финальные аккорды повествования глубоко символичны: наш герой, вырвавшись на свободу, бежит по тёмному тоннелю метро - к свету, к жизни, к людям. Город встречает Глеба траурными митингами, толпами народа на площадях и улицах, и глубокой скорбью. Сегодня страна уже знает - больше с ней нету Сталина., тиран престал быть... Хоронят целую эпоху, рушится колосс на глиняных ногах. Уходит в небытие эра тотального страха, грядут новые времена.
Перевёрнутая страница
Закончился финальный ролик, отзвучал за кадром голос главного героя повествования – Глеба Николаева. Но отчего же не отпускает от себя эта, казалось бы, такая маленькая толика жестокой правды целого поколения? Почему хочется снова и снова вернуться туда, в бункер, пройти по опустевшим коридорам, перечитать документы – немые и страшные свидетельства истории, прикоснуться к вещам?
Не потому ли, что проект «Фобос 1953» получился у авторов не просто мистической игрой о неких незримых «фантомах» замученных в сталинских застенках несчастных жертв, жаждущих мести. Проект обрёл неожиданную и жестокую силу и подлинность ещё одного обличительного документа.
И название этому документу я дала бы такое – «На память тем, у кого плохая память». Этот проект достоин глубокого философского осмысления.
И великое спасибо разработчикам уже даже за то, что они не дают нам всем успокоиться и убаюкать генетическую память о поистине страшной и изуверской исторической правде, о трагедии целого поколения. Снимаю шляпу, уважаемые авторы, браво!
Творческая мастерская
Безусловно, проект «Фобос 1953» - концептуален и очень узнаваем по фирменному стилю творческой группы Георгия Белоглазова. Здесь узнаваемы виденные ранее и запомнившиеся по «Sublustrum» новаторские приёмы - опять мы видим шуршащую и потрескивающую от времени киноплёнку. Видим мы и великолепно воссозданные декорации и атрибуты того времени, времени 40-х и 50-х годов. Отдельное спасибо (не могу не высказать) за реквизит - Зое Тамбовцевой. Удивительно грамотно и со знанием стиля того времени подобраны предметы мебели, плакаты на стенах, обычные бытовые вещи.
Приятно впечатлил дизайнерский подход к подаче титров, выполненный в характерном приёме прокрутки старого диафильма. Очень убедителен был радиоприёмник – услышать голоса из прошлого, да ещё при этом побродить по эфиру 1953 года ручкой настройки, чтобы выбрать интересную передачу, да и просто понять, чем жили люди в те далёкие годы, право слово, дорогого стоит. Браво!
Интересно поданы в проекте слегка затуманенные кадры воздействия на главного героя психотропных веществ. Откровенно говоря, испытала даже некий эффект присутствия. Спасибо Павлу Богданову и Денису Тамбовцеву за прекрасный дизайн – спокойную выдержанную классику.
Авторская музыка уже привычно гармонично легла на сюжет сценария, замечательно вписалась в общую концепцию, чего только и осталось пожелать многим разработчикам аналогичных проектов.
Вот, господа, учитесь у Белоглазова гармонии и совершенству формы и содержания. Браво!
Логика проекта безупречна и продумана до подробностей. Практически не было выносящих мозг головоломок, настолько реальны и жизненны были действия и поступки главного героя. Хочется упомянуть в этой связи человека, ставшего консультантом «Фобоса 1953» - это эксперт-криминалист Александр Еремеев. Его лепта, внесённая в проект, очевидна.
Моя оценка игры
Послесловие
И в этот раз авторы ничуть не разочаровали. Во всяком случае, для меня, «Фобос 1953» выглядел очень убедительно и сумел-таки перевернуть что-то в душе. Смею надеяться, что я поняла философию и замысел разработчиков.
Всё, о чём вы прочитали в обзоре, уважаемые игроманы, надо непременно увидеть своими глазами. Надо принять, прожить и проникнуться. Надо попытаться найти и понять скрытый и явный смысл. Надо дать свою оценку той далёкой эпохе. Надо поверить в одну непреложную истину – пока мы живём и помним прошлое своей страны, у нас есть будущее.
Vetochka (Виолетта Богданова)